Так началась история популярной марки авто. С тех пор прошло больше 40 лет, но тольяттинское предприятие продолжает радовать своих поклонников новыми моделями. За эти годы успело случиться многое. О самых интересных вещах, произошедших с заводом и его продукцией, ниже и пойдет речь.

1. Жигули — это Fiat

Ваз 2101 и Fiat 124 berlin
Ваз 2101 и Fiat 124 berlin

Про этот факт слышали многие, но его нельзя обойти стороной. В 1966 году Советское руководство заключило с Fiat контракт по созданию в городе Тольятти автозавода с полным производственным циклом. На Fiat возлагались все обязанности по оснащению производства необходимым оборудованием и обучением персонала. Также итальянская компания должна была передать СССР документы для производства седана Fiat 124.

После внесения некоторых изменений, связанных прежде всего с климатическими условиями СССР, авто стали выпускать под номером 2101. Зарубежные специалисты на протяжении некоторого времени помогали конструкторам из Тольятти в модернизации машины. Но, уже начиная с ВАЗ-2105, советские инженеры стали проводить модернизации без иностранной помощи.

2. Гордость автопрома

Топ-5 интересных фактов о ВАЗ

Наверное, все на территории бывшего СССР знают о «Ниве», но мало кто в курсе, что эта машина имела популярность в ряде иностранных государств (Японии, европейские и арабские страны). Успех связан с тем, что на тот момент (1977 год) Нива стала прорывной моделью в автоиндустрии.

Машина имела полный привод, новаторскую конструкцию и низкую (по мировым меркам) цену. Также она отлично зарекомендовала себя на бездорожье, добросовестно служила советским автовладельцам в сельской местности, продемонстрировала свои возможности на ралли «Дакар».

Да, «Нива» достигла неплохих результатов в автоспорте. Машине удалось стать призером Париж-Дакар (третье место в 1981 году), Париж-Тунис, «Ралли Фараонов» (в 1984 году «Нивы» заполучили все места на пьедестале), Париж-Пекин и многих других знаменитых ралли-рейдов. В Европе были соревнования «Нивальп», которые организовывались специально для фанатов ВАЗ-2121.

Но этим список достижений «Нивы» не ограничивается. Автомобиль поставил множество рекордов. Вот некоторые из них:

  • Мировой рекорд высоты: в 1999 году «Ниве» удалось преодолеть отметку в 5726 м над уровнем моря.
  • В 1998 году «Нива» успешно покорила Арктику. Автомобиль был сброшен с парашютом, а после приземления был заведен и без проблем проехал назначенный путь.
  • Более 10 лет проработала «Нива» на российской антарктической станции «Беллинсгаузен», где вообще нет дорог. За все время эксплуатации машина проехала около 11800 км.
  • Два раза снегоболотоходу «Лада-Нива-Марш», сконструированному на основе «Нивы», удавалось покорить Северный полюс.

3. Почему вдруг Lada?

В простонародье все модели Тольяттинского автозавода кличут «Ладой». Но это название было придумано в 70-х годах прошлого века, специально для экспорта. Но что мешало использовать привычное «Жигули»?

Дело в том, что в европейских языках «Жигули» схоже со словом «жиголо». Такое название вряд ли бы способствовало хорошим продажам на новых точках сбыта продукции советского автопрома.

Стоит отметить, что около 25% авто Тольяттинского завода отправлялось на экспорт. Чаще всего это были страны Западной Европы. Кстати, с переименованием машин ВАЗа связан еще один интересный случай, о котором пойдет речь в следующем пункте.

4. «Лада Калина» на улицах Северной Европы

Топ-5 интересных фактов о ВАЗ

«Лада Калина» имеет внушительное число фанатов и в Финляндии. Но для этой страны пришлось сменить название машины, потому что «калина» похоже на финское «коолина», что в переводе означает треск, стук, дребезжание. Населению Суоми этот автомобиль продается как Lada 119.

5. Lada для гонщика «Формулы-1»

Раз уж была упомянута Финляндия, то нельзя упустить еще один интересный момент, который связывает эту страну с АвтоВАЗом.

Знаменитый финский гонщик «Формулы-1» Ким Райкконен был счастливым обладателем советской «Лады». Это была его первая машина. Ким вместе с отцом нашел ее в плохом состоянии, но выкупил у владельца и отремонтировал. Позже гонщик отмечал, что авто не ломалось и полностью выполняло возложенные на него обязанности.

На этом подборка интересных фактов заканчивается. Остается только надеяться, что в будущем Волжский автозавод ждет еще очень много интересного и предприятие будет только радовать своих поклонников.